Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Мода»
Вы хотите запомнить сайт «Мода»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Модницы и Модники

Запомнить

В 50-е годы

развернуть

Непродолжительное время после окончания войны в СССР, впервые за все годы советской власти, было благосклонное отношение к иностранцам-союзникам – американцам, англичанам, французам. Именно в это время в СССР появляются первые "стиляги" – молодые люди, подражающие западной моде. Они всеми способами доставали и выменивали американские туфли и другую одежду, слушали американский джаз и танцевали буги-вуги. Уже в 1947-м году они подверглись критике в журнале "Крокодил".



В    50-е  годы

На фото: Советская туристка из состава делегации Минкультуры
во время поездки в Италию в модном полосатом платье с нижней
юбкой из капрона. В руках - элегантная сумка на длинном ремне.
Италия, 1954 г.


Краткий период «братания» с союзниками быстро закончился, наступило время холодной войны. Всех иностранцев из страны выслали, а с проявлениями западной моды вновь стали беспощадно бороться. Апофеозом стиляжничества и преступной идеологии был объявлен, в частности, предложенный в 1947 году Кристианом Диором стиль. Одним из основных "вредоносных" качеств этого стиля была его сексуальность, которая, как известно, всегда признавалась советской идеологией практически преступлением. В журнале "Советская женщина" в том же 1947-м году было опубликовано письмо с большим количеством подписей под названием "Дадим отпор западным модам". Вслед за этим подобные "письма" и публикации прокатились широкой волной по советской прессе, в них объяснялось, насколько неидейно, ненужно и вредно советской женщине копировать западные образцы.

В 1944-м году в СССР открылся и стал издавать свой журнал Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту.


В    50-е  годы

На фото: Группа стиляг в модных платьях и лаковой обуви
на низком каблуке. Москва, 1958 г.


На рубеже 1949-1950-х гг. состоялся визит в СССР Мао Цзэдуна – началась эпоха Великой дружбы СССР и Китая, продлившаяся до конца 1950-х гг. Началась крупномасштабная торговля с Китаем, которая позволила одеть население СССР в продукцию китайской легкой промышленности. В СССР хлынул поток т.н. "китайского ширпотреба" – вещей, которые поразили воображение советских людей, поскольку были яркими, цветными, качественными, доступными по цене и никогда прежде в СССР не виданными. В быт и гардероб советских людей широко и надолго вошли товары китайского производства.

Мужская мода этого периода 1940-1950-х гг. также подверглась значительным изменениям. В результате войны в СССР появилось много высококлассных мужских портных-евреев, ставших беженцами с западных территорий, спасаясь от фашизма. Все советское руководство после войны одевали портные-евреи из Польши и Литвы. Главным портным советской элиты был портной Зингер. Обувь для советской элиты изготавливали обувщики-армяне из числа тех, которые вернулись в СССР после войны из Сирии и Ливана.

Мужская мода менялась не так быстро, как женская. Трофейное влияние коснулось ее, главным образом, в области тканей и покроя пиджаков. В 1940-е гг. распространилась мода на рубашки с мягкими воротниками без галстука.

Стиль New Look, предложенный в 1947-м году Кристианом Диором, несмотря на все гонения, все же окольными путями проник в СССР, хотя и потребовалось на это от шести до десяти лет. Этот стиль предлагал совершенно новый женский силуэт – без подплечиков, с покатыми плечами; с бюстом, поднятым благодаря грации; сильно утянутую талию и очень широкую юбку в 1,5-2 солнца на подъюбниках. Поначалу новый силуэт был встречен в штыки не только в СССР, но и на Западе.


В    50-е  годы

На фото: Модель из коллекции Christian Dior в новом стиле
New Look, Париж, 1947 г.


Общество, привыкшее за годы войны к достаточно мужественному облику женщины – боевой подруги, было не готово воспринять новый образ, являвший собой воплощенную утонченность и женственность. С неодобрением после долгих лет материальных тягот и дефицита товаров воспринимался и колоссальный расход ткани, который требовался на изготовление этих многослойных сверклешеных юбок. Не говоря уж о том, что New Look требовал от женщин поменять весь свой гардероб – обзавестись нижними юбками, грациями, чулками, трусиками-бикини, туфлями на шпильке и т.д., сменить прическу и обеспечить тонкую талию.

Однако, несмотря на все это, новый стиль был обречен на успех, поскольку женщины, лишившиеся в войне огромного количества мужчин, были поставлены в условия жесткой конкуренции, победить в которой могли только самые сексапильные, а именно сексапильность и была гвоздем стиля New Look. В 1949-м году Кристиан Диор предложил и узкий силуэт, который, конечно же, был также с негодованием осужден советской идеологией как буржуазный, развратный и неподобающий женщине – строительнице коммунизма.

В 1955-м году, уже при Хрущеве, в Дом Кристиана Диора пришел Ив Сен-Лоран, который ввел в моду крупные банты, гипюр и силуэт линии Y. В СССР ни о каком New Look’е не могло быть и речи вплоть до смерти Сталина в 1953-м году. Да и позднее все это по-прежнему оставалось вне кругозора советской женщины, представления о моде которой продолжали ограничиваться трофейной и китайской модой.

Окончательно стиль New Look утвердился в СССР только в 1956-м, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им в 1947-м.

Однако, как бы то ни было, по после смерти Сталина железный занавес стал понемножечку приоткрываться. Сначала за границу выпустили на соревнования советских футболистов. Затем на гастроли поехал Большой театр – вся труппа с оркестром. Затем цирк, ансамбль Моисеева, ансамбль "Березка"… На протяжении всех 1950-х гг. выездные артисты и спортсмены служили основным каналом проникновения в страну западных модных веяний – они привозили не только новые идеи и впечатления, но и товары на продажу.

Самой элегантной женщиной в СССР считалась, безусловно, Любовь Орлова. Многие свои туалеты она шила и перешивала сама.


В    50-е  годы

На фото: Кинозвезда Любовь Орлова в модном открытом платье
с широкой многослойной юбкой в стиле моделей Кристиана Диора.
Многочисленная бижутерия, золотые браслета и бриллиантовые
кольца, грим, прическа и маникюр свидетельствуют о большей
женственности в советской моде 1950-х гг. Москва, 1952 г.


Рядовая советская женщина 1950-х гг. выглядела практически так же, как и в 1940-е, т.е., попросту, старомодно. Плечики, вышедшие из моды на западе в 1947-м, в СССР не снимали до 1959-го г. В образе советской женщины очень медленно и понемногу начинают проступать черты сексапильности, которыми образ западной женщины блистал все 1950-е гг. Так, в 1953-м г. в СССР отменяют запрет на декольте, и Всесоюзный дом моделей одежды выпускает коллекцию платьев с вырезом. Возникает практика показов моделей в клубах и домах культуры.

Приветствовались в предлагаемых моделях дешевизна тканей; незамысловатость и ограниченное число деталей кроя; рентабельность их в производстве и удобство в эксплуатации. Во всем необходимо было строго придерживаться ГОСТов. Копирование с западных журналов запрещалось. Позволялось взаимодействовать только с модными журналами стран социализма – Болгарии, Польши, ГДР, которые, в свою очередь, ограниченно перепечатывали западные модели. Таким образом, мировые модные тенденции опосредовано все-таки проникали в СССР, но происходило это с безнадежным отставанием.

Показы и съемка для отечественных журналов были организованы непрофессионально – модели самостоятельно причесывались и гримировались, не существовало культуры модной фотографии, все делалось практически кустарно.
Над модниками и модницами по-прежнему смеялись, это не поощрялось. Общественным мнением культивировался образ женщины-труженицы, которой чужды «тряпичные» интересы буржуазных бездельниц. Характерной приметой того времени были создававшиеся всеми домами моделей специальные сельские и рабочие коллекции – одежда для доярок, птичниц, штукатуров и т.д. Проводились специальные "рабочие показы".


В    50-е  годы

На фото: Советские модели в рабочей одежде для уборщиц
и доярок, показанной на международной выставке моды
в Будапеште в 1955г.


Советская детская мода также была унифицирована. Школьная форма была обязательной для всех учащихся. Девичья форма была слепком с дореволюционного образа гимназистки – коричневое платьице, черный повседневный и белый парадный фартучек – в середине 1950-х советская школьница должна была выглядеть точно так же, как гимназистка 1913-го года. Огромную проблему представляло в ту пору белье для детей, которого в СССР попросту не выпускалось, поэтому дети ходили в перешитом взрослом белье, не подходящем по размеру.

Событием, ставшим поистине культурным шоком для всей советской страны, стал Фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в 1957-м году в Москве. Это cамым непосредственным образом отразилось на отечественной моде. Появились первые фарцовщики – люди, профессионально занимавшиеся перепродажей заграничных вещей. Термин «фарцовщик» происходит от искаженного английского «for sale», т.е. «на продажу».

В 1959-м году в СССР состоялся первый после показа Поля Пуаре в 1911-м году западный показ мод – был приглашен Кристиан Диор. Проходил этот показ в ДК "Труд". Манекенщицы были француженки.


В    50-е  годы

На фото: Манекенщицы в нарядных бальных платьях,
выполненных под влиянием парижских мод.
Будапешт, 1955 год.


Модельеры русского происхождения, уехавшие после революции, продолжали в то время успешно работать в разных странах. Одна из них, Грохольцева, долго работавшая в Харбине, после войны вернулась в СССР, и была назначена главой Рижского дома моделей. Вот почему рижские моды считались в тот период верхом совершенства – ими руководил профессиональный дизайнер. Более того, родная сестра Грохольцевой, жившая в Сан-Франциско, регулярно присылала ей в Ригу журнал "Вог", так что неудивительно, что рижские моды отличались необычайной актуальностью и изысканностью.

К этому периоду относится появление чулок-паутинок. Конечно же, они были большим дефицитом, их носили подолгу, по мере возможности зашивали, замазывали лаком и даже поднимали спустившиеся петли. Первые колготки появились в США в 1960-м году, но в СССР только в 1969-м.

Текстиль в 1950-е сильно изменился – в моду вошли абстрактные рисунки и, как актуальная примета времени, рисунки в форме ядерного гриба. Вообще форма гриба – в шляпах, в абажурах, в дизайне мебели – была в этот период очень популярна.

Модельеры русского происхождения продолжали иметь большой вес и влияние в мире мировой моды в 1950-1960-е гг., хотя в СССР, по понятным причинам, об этом известно не было.

В Европе продолжали работать русские модные дома – например, дом нижнего белья "Хитрово" в Париже. Этот дом специализировался на выпуске эксклюзивного белья, пеньюаров, рубашек из натурального шелка, с богатым дорогостоящим ручным декором.

Другое известное русское имя в мире западной моды – Валентина Николаевна Савина, работавшая в 1930-40-50-е гг. в Нью-Йорке. Американцы считали ее самой европейской из всех американских создателей моды. Она создавала образы многих звезд своего времени, например, Греты Гарбо. Именно Савиной принадлежит знаменитая фраза "Норка - только для футбола" – она носила исключительно соболя, а норку считала простецким мехом для посещения футбольных матчей.

Еще одним знаменитым русским домом в Париже был дом "Лорбелен", который специализировался на узких корсетных платьях в стиле New Look. Именно в доме "Лорбелен" был создан знаменитый каучуковый корсет для Марлен Дитрих, в котором она запечатлена на большинстве известных фото – у актрисы была некрасивая очень плоская фигура, и корсет придавал ей недостающие формы. Все портнихи в "Лорбелен" были русские.


В    50-е  годы

На фото: Манекенщица в модельном платье из коллекции
Дома Кристиана Диора во время показа в Москве, 1959 г.


Главным женским образом на Западе в эти годы является, безусловно, Жаклин Кеннеди. Мало кому известно, что создателем ее образа был выходец из России, петербургский дизайнер Олег Кассини, эмигрировавший после революции сначала во Францию, а затем и в Америку. Именно его выбрала Жаклин Кеннеди в качестве личного дизайнера, так что с полным правом его можно назвать автором одной из икон стиля ХХ века.

Ирина Голицина, русская эмигрантка – дизайнер моды, которая до сих пор живет в Риме, была очень популярна в 1950-е и особенно 1960-е гг. Именно она предложила женский брючных костюм-пижам, который получил название "палаццо" и представлял собою парчовую пижаму-клеш.


В    50-е  годы

На фото: На Всемирном фестивале молодежи и студентов.
Девушки одеты в широкие юбки стиля Нью Лук, мужчины
в цветных рубашках. Москва, ВДНХ, 1957 г.


В 1957-м г. умер Кристиан Диор, а с ним ушел и стиль. Модный силуэт претерпел существенные изменения – на смену жестко приталенному пришло прямое платье, лидирующие позиции заняло т.н. «маленькое черное платье». Изменились и прически, уступив место высоким пучкам на голове, которые назывались "Бабетта" по имени героини Бриджит Бардо в фильме "Бабетта идет на войну". Прическа-бабетта очень прижилась в СССР, ее очень любили носить актрисы и певицы того времени – Светлана Светличная, Лариса Голубкина, Майя Кристалинская, Людмила Зыкина и др. В СССР одинаково модными были две разновидности бабетты – просто высокий начесанный пучок и плетеный пучок, который назывался "хала", потому что напоминал пышный плетеный хлеб.

Едва ли не единственным гламурным женским образом СССР того времени была Майя Плисецкая. Она была первой советской артисткой, которую сфотографировал журнал "Вог". До нее в "Воге" появлялось множество русских женщин, но все они были эмигрантками. Плисецкую снимал знаменитый американский фотограф Ричард Аведон, номер с ее фото произвел настоящий фурор на Западе.


В    50-е  годы

На фото: Прима-балерина Майя Плисецкая в атласной блузке
с запахом-кимоно и со светлым лаком на ногтях.
Фотография Г. Вайля, Москва, 1956 г.


Ключевые слова: Рубашки
Опубликовала lubazukerman ЛЮБАЦУКЕРМАН , 23.05.2012 в 18:56

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Татьяна Ивановна Великанова (Осолодкова)
Татьяна Ивановна Великанова (Осо… 27 мая 12, в 17:26 Спасибо Любе большое за интересный рассказ и показ! Мне кажется, что сейчас настало такое время, что всё то, что показано, опять стало модным. "Мода возвращается" - правильно говорят. Текст скрыт развернуть
0
Маркова Наталия
Маркова Наталия 27 мая 12, в 18:34 У меня сохранился журнал мод 1954 года,такая красота Текст скрыт развернуть
0
Маркова Наталия
Маркова Наталия 27 мая 12, в 18:36 вот еще Текст скрыт развернуть
0
Маркова Наталия
Маркова Наталия 27 мая 12, в 18:37 не получается загрузить несколько фото сразу,только по одному,как несколько загрузить,подскажите Текст скрыт развернуть
1
Маркова Наталия
Маркова Наталия 27 мая 12, в 18:38 еще Текст скрыт развернуть
1
Маркова Наталия
Маркова Наталия 27 мая 12, в 18:40 не пойму почему у меня фото развернуты,а закачиваются сюда не развернутыми Текст скрыт развернуть
1
Людмила Борисова
Людмила Борисова 27 мая 12, в 20:28 Очень женственные платья. Балерина Майя Плисецкая-мой кумир! Текст скрыт развернуть
0
Галина Самсонова
Галина Самсонова 27 мая 12, в 21:05 Интересно было читать и видеть, ведь многое из показанного досталось нам носить - и шитые мамой платья в горошек, и юбки - татьянки, и платья с тонкой талией и юбкой - солнце... У меня сохранился мамин "Каталог одежды 1954-1955гг" издания Журнала мод с рисованными моделями. В детстве с интересом рассматривала, а потом сама научилась шить и вязать - это помогало всегда быть одетой по моде. Вот такие приятные воспоминания...Спасибо Текст скрыт развернуть
0
Лариса
Лариса 27 мая 12, в 21:13 Майя Плисецкая - чудо, как хороша! А у Орловой такой же перебор, как у Бабкиной в Модном приговоре. Текст скрыт развернуть
0
Валентина С.
Валентина С. 27 мая 12, в 22:04 Спасибо, очень интересно! Текст скрыт развернуть
0
Liidia Subina (Ушакова)
Liidia Subina (Ушакова) 28 мая 12, в 00:59 достала выкройку за 1958 год и собираюсь сшить обновку себе на лето Текст скрыт развернуть
0
Лидия Клочкова
Лидия Клочкова 28 мая 12, в 01:30 Я помню свое детство, и как ходила по улицам города вслед за прекрасными девушками, одетыми в прекрасные платья с пышными юбками. Это бывло что-то! Сейчас девушки такие же красивые, но вот одежда их никуда не годится. Если в метро в вагоне насчитаешь две три юбки, то это уже здорово. Соответсвенно одежде девушки и ведут себя. В брюках трудно оставаться женственной. Текст скрыт развернуть
0
катерина Марцинкевич (Лысак)
катерина Марцинкевич (Лысак) 28 мая 12, в 10:50 Еще одно фото 50 годов.Как мне хотелось иметь такое платье. Текст скрыт развернуть
1
Ася
Ася 28 мая 12, в 18:06 Очень интересно. Текст скрыт развернуть
1
luda pominova
luda pominova 28 мая 12, в 23:15 Спасибо, очень интерестная информация. Очень приятно, что в мировой моде участвовали выходцы из России, мы можем этим гордиться, приятно. Текст скрыт развернуть
0
Шолпан
Шолпан 29 мая 12, в 16:55 Побольше таких тем надо. Очень познавательно. Текст скрыт развернуть
0
Марина Грунская
Марина Грунская 30 мая 12, в 20:41 хочется ВИДЕТЬ моду, а не только читать о ней. Текст скрыт развернуть
0
Лариса Павлова
Лариса Павлова 31 мая 12, в 12:39 Очень понравилось.Спасибо.Сейчас вот другая проблема у нас.Мало хороших портних.Да и дерут они втридорога.Сама я шить не умею.Не хватает терпения.А многие вещи нуждаются в подгоне по фигуре.Может у кого есть знакомая хорошая портниха по Моск обл?Буду признательна. Текст скрыт развернуть
0
Любовь Казарина
Любовь Казарина 31 мая 12, в 18:57 У меня такое чувство что все женщины того времени были безупречны. Текст скрыт развернуть
0
Тамара Калинина
Тамара Калинина 31 мая 12, в 23:12 Интересно! Спасибо! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 45
Комментарии Facebook
Лучшее за неделю
9 возможностей бюстгальтера, о которых знают лишь немногие девушки

9 возможностей бюстгальтера, о которых знают лишь немногие девушки

Бюстгальтер — важнейший элемент гардероба любой женщины. Он с нами практически каждый день, от него зависят наше настроение и уверенность в себе. Чтобы бюс

Олег Смирнов 14 авг, 16:15
+62 7
Женственные верхи 2017 — летние блузы, топы и рубашки

Женственные верхи 2017 — летние блузы, топы и рубашки

В этой подборке речь пойдёт о топах, блузах и рубашках. Гарантируем вагон оборок, шнуровки, открытых плеч, полоски, совсем немного кружева и цветочного принт

Белка Затейница (Шелл) 14 авг, 10:26
+41 5
Модно — подборка разнообразного трикотажа актуальных цветов сезона осень 2017

Модно — подборка разнообразного трикотажа актуальных цветов сезона осень 2017

Для всех, уже интересующихся подготовкой к модной осени -- эта трикотажная публикация. Максимально разнообразные свитеры, пуловеры, джемперы в палитре актуальных

Белка Затейница (Шелл) 15 авг, 15:59
+29 3
Классика моды —  "гороховое настроение" в тренде

Классика моды — "гороховое настроение" в тренде

Горохи, горошки, кружочки, polka dot, шарики -- кто как называет этот принт. Он молод - ему всего 150 лет! Но до чего же он популярен! Годы идут, а "горо

Белка Затейница (Шелл) 16 авг, 23:00
+28 4
10 приемов, чтобы выглядеть в белом роскошно

10 приемов, чтобы выглядеть в белом роскошно

Как бы мы ни любили универсальные черный и серый, иногда нам хочется добавить больше ярких красок в повседневные образы. И хотя белый цвет считается базовым и фо

Олег Смирнов 19 авг, 13:28
+28 1

Последние комментарии

tvderyabina@mail.ru Кораблёва (Коптева)
Галина Костина
Серое , оно и есть серое )
Галина Костина Цвет осени по версии Pantone: сдержанно серый

Поиск по блогу

Обсуждаем
Дорогие вещи, которые должна позволить себе каждая женщина

Дорогие вещи, которые должна позволить себе каждая женщина

Знаете, что сейчас действительно модно? Минимализм. Во всём: в одежде, интерьере, питании… Правило «лучше меньше, да лучше» отлично иллюстрирует эту новую модную

Олег Смирнов 20 авг, 18:35
+18 1
Цвет осени по версии Pantone: сдержанно серый

Цвет осени по версии Pantone: сдержанно серый

Восьмым в палитре главных цветов наступающей осени специалисты института Pantone огласили сдержанно серый или neutral gray. Невероятно практичный оттенок можно

Олег Смирнов 20 авг, 08:57
+10 1
Тест: Выберите ВАШЕ платье. Этот тест расскажет о вашей женственности все!

Тест: Выберите ВАШЕ платье. Этот тест расскажет о вашей женственности все!

Сейчас в продаже можно найти самые разные платья. Классические модели или ультрамодные новинки, вечерние экземпляры или платья из разряда “

тётушка Чарлей Роза д’Альвадорес 16 авг, 00:00
+18 10
Классика моды —  "гороховое настроение" в тренде

Классика моды — "гороховое настроение" в тренде

Горохи, горошки, кружочки, polka dot, шарики -- кто как называет этот принт. Он молод - ему всего 150 лет! Но до чего же он популярен! Годы идут, а "горо

Белка Затейница (Шелл) 16 авг, 23:00
+28 4
Мадонна и мода — что их связывает

Мадонна и мода — что их связывает

С начала 80-х годов имя Мадонна и слово "мода" во многом можно считать синонимами. То, что она надевала – становилось сразу же модным и массовым.То, что она сни

Олег Смирнов 17 авг, 16:41
+7 2
Свежее
Модные тенденции межсезонья 2017 — актуальные образы с плащами

Модные тенденции межсезонья 2017 — актуальные образы с плащами

Стоит отметить, что в отличие от жилеток и курток, плащ считается более женственной деталью женского гардероба и делает создаваемый образ более элегантным и нежны

Белка Затейница (Шелл) 20 авг, 23:10
+5 0
Дорогие вещи, которые должна позволить себе каждая женщина

Дорогие вещи, которые должна позволить себе каждая женщина

Знаете, что сейчас действительно модно? Минимализм. Во всём: в одежде, интерьере, питании… Правило «лучше меньше, да лучше» отлично иллюстрирует эту новую модную

Олег Смирнов 20 авг, 18:35
+18 1
Цвет осени по версии Pantone: сливочное масло с ромом

Цвет осени по версии Pantone: сливочное масло с ромом

Это наверняка один из самых нужных и важных цветов осени, а без butterum пальто невозможно представить модный гардероб наступающего сезона, так же, как и семь и пя

Олег Смирнов 20 авг, 18:25
+5 0
Цвет осени по версии Pantone: осенний клен

Цвет осени по версии Pantone: осенний клен

Самый яркий и оптимистичный цвет из и без того нескучной палитры института Pantone носит романтичное и нежное название «осенний клен» или autumn maple. Delpoz

Олег Смирнов 20 авг, 18:22
+1 0
Александр Вотье Haute Couture Осень-Зима 2017-2018 — стильно и шикарно

Александр Вотье Haute Couture Осень-Зима 2017-2018 — стильно и шикарно

Предлагаю вам насладиться новой кутюрной коллекцией сезона осень-зима 2017-2018 от французского дизайнера Александра Вотье (Alexandre Vauthier). Шоу прошло как вс

Белка Затейница (Шелл) 20 авг, 16:34
+10 2